СОГЛАСОВАНО
Председатель первичной профсоюзной организации работников ГБОУ «Морская школа» Московского района Санкт-Петербурга ________________________ |
ПРИНЯТО
На общем собрании трудового коллектива ГБОУ «Морская школа» Московского района Санкт-Петербурга
Протокол от ______ №___ |
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ «Морская школа» Московского района Санкт-Петербурга
________________ Д.В.Орлов |
ПРОЕКТ
КОДЕКС
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ РАБОТНИКОВ
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Морская школа» Московского района Санкт-Петербурга
Статья 1.
Предмет и сфера действия Кодекса
- Настоящий Кодекс профессиональной этики работников Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Морская школа» Московского района Санкт-Петербурга (далее – Морская школа) разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и действующим законодательством РФ, рекомендациями Министерства образования и науки РФ от 6 февраля 2014 г. № 09-148 по организации мероприятий, направленных на разработку, принятие и применение кодекса профессиональной этики педагогическим сообществом, в соответствии с модельным кодексом профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, кодексом профессиональной этики петербургского педагога, представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми надлежит руководствоваться работникам Морской школы.
- Гражданин, поступающий на работу в Морскую школу (в дальнейшем работник), знакомится с положениями Кодекса и соблюдает их в процессе своей деятельности.
- Каждый работник должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений настоящего Кодекса.
Статья 2.
Цель Кодекса
- Целью Кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения работника для достойного выполнения им своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета работника образовательного учреждения. Кодекс призван повысить эффективность выполнения работниками образовательного учреждения своих должностных обязанностей.
- Кодекс:
а) служит основой для формирования должной морали в сфере образования, уважительного отношения к педагогической и воспитательной работе в общественном сознании;
б) выступает как институт общественного сознания и нравственности работников образовательного учреждения, их самоконтроля.
- Знание и соблюдение работниками положений Кодекса является одним из критериев оценки качества профессиональной деятельности и служебного поведения.
Статья 3.
Основные принципы служебного поведения работников Морской школы
1.Основные принципы служебного поведения работников Морской школы представляют собой основы поведения, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных и функциональных обязанностей.
- Работники, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:
а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы образовательного учреждения;
б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности работников образовательного учреждения;
в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий, предоставленных работнику образовательного учреждения;
д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
е) уведомлять директора, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к работнику образовательного учреждения каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
з) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их профессиональную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений;
и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
к) проявлять корректность и внимательность в обращении со всеми участниками образовательного процесса, гражданами и должностными лицами;
л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении работником должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету образовательного учреждения;
н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов;
о) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности образовательного учреждения, его руководителя, если это не входит в должностные обязанности работника;
п) соблюдать установленные в образовательном учреждении правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;
р) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе образовательного учреждения, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке.
Статья 4.
Соблюдение законности
- Работник обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, локальные акты образовательного учреждения.
- Работник в своей деятельности не должен допускать нарушения законов и иных нормативных правовых актов исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам.
- Работник обязан противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.
Статья 5.
Требования к антикоррупционному поведению работников Морской школы
- Работник при исполнении им должностных обязанностей не должен допускать личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
- Работнику запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).
Статья 6.
Обращение со служебной информацией
Работник может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в Морской школе норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Работник обязан принимать соответствующие меры для обеспечения безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением должностных обязанностей.
Статья 7.
Этика поведения работников, наделенных организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим работникам Морской школы
- Работник, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим работникам, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в коллективе благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.
- Работники, наделенные организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим работникам, призваны:
а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов;
б) принимать меры по предупреждению коррупции;
в) не допускать случаев принуждения работников к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.
- Работник, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим работникам, должен принимать меры к тому, чтобы работники, подчиненные ему, не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.
- Работник, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим работникам, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействия подчиненных работников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял мер, чтобы не допустить таких действий или бездействий.
- Руководитель ГБОУ «Морская школа» обязан представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга.
Статья 8.
Основные принципы профессиональной этики педагога Санкт-Петербурга
- Педагог сохраняет культурные и исторические традиции Санкт-Петербурга, с уважением относится к значимым городским событиям и важным датам в истории города, гордится его ролью в мировой истории, передает это отношение обучающимся.
- В своей деятельности педагог руководствуется принципами гуманности, законности, взаимоуважения, демократичности, справедливости, профессионализма.
- Педагог занимает активную жизненную позицию, обладает высоким уровнем гражданской культуры.
- Педагог обязан способствовать реализации права на получение образования любого ребёнка вне зависимости от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, его социального статуса, религиозных убеждений, материального положения, исключающей какую-либо дискриминацию.
- Признавая, что главным условием педагогической деятельности является профессиональная компетентность педагога, его специальные знания и искусство в деле воспитания и обучения, педагог стремится к углублению своих знаний, саморазвитию и самосовершенствованию.
- Профессиональная компетентность наряду с гуманистической нравственной позицией, предполагающей высокую требовательность к себе, способность признавать и исправлять собственные ошибки, дает педагогу право на самостоятельное принятие педагогических решений, за которые он несет личную ответственность.
- Педагог своим поведением стремится подавать положительный пример всем участникам образовательного процесса.
- Педагог соблюдает правила русского языка, культуру устной и письменной речи, не использует сам и не допускает использования в присутствии всех участников образовательного процесса ругательств, вульгаризмов, грубых или оскорбительных фраз.
- Педагог стремится строить отношения с участниками образовательного процесса на основе взаимного уважения и доброжелательности.
- Педагог должен уважать честь и достоинство ребёнка, не может ни санкционировать, ни оставить без внимания любые формы проявления жестокости или унижения по отношению к ребёнку.
- Грубое и негуманное отношение к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, а также любые проявления превосходства или выражение к кому-либо из обучающихся предпочтения или неприязни со стороны педагога недопустимы.
- Педагог стремится к повышению положительной учебно-познавательной мотивации у обучающихся, к укреплению в них веры в собственные силы и способности.
- Педагог в своей профессиональной деятельности выбирает методы, развивающие познавательный интерес обучающихся, ответственность, самостоятельность, желание сотрудничать и помогать другим.
- Педагог оказывает профессиональную помощь и поддержку коллегам в случае обращения к нему.
- Педагог обязан хранить в тайне информацию об обучающихся, доверенную ему участниками образовательного процесса, в том числе высказанное мнение о родителях (законных представителях), педагогах, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
- Педагог обязан делать все от него зависящее для консолидации петербургского педагогического сообщества, активно участвовать в работе педагогических объединений, защищать честь и достоинство коллег, как свои собственные.
- Моральная обязанность педагога – беспристрастно анализировать как собственные ошибки, так и ошибки своих коллег при осуществлении образовательного процесса.
- Во взаимоотношениях с коллегами педагог обязан быть честным, справедливым, порядочным, с уважением относиться к их знаниям и опыту.
- Критика в адрес коллеги может быть только аргументированной, неоскорбительной и конструктивной. Критике подлежат профессиональные действия, но не личность коллег.
- Педагог не имеет права допускать негативные высказывания о своих коллегах и их работе в присутствии обучающихся и их родителей (законных представителей).
- Педагог добровольно и сознательно осуществляет помощь родителям (законным представителям) в решении вопросов, связанных с процессом образования и воспитания их детей при их добровольном согласии.
- Педагог не вправе препятствовать родителю (законному представителю) в выборе образовательного учреждения, формы получения образования, образовательного маршрута; в защите законных прав и интересов ребенка.
- Педагог не вправе подвергать критике внутрисемейные ценности и верования обучающихся. Конструктивное обсуждение их возможно только со взрослыми членами семьи при полном и добровольном их согласии.
- Педагогические исследования могут проводиться лишь при условии добровольного согласия участника педагогического процесса, принимающего участие в исследовании (обучающегося, родителя (законного представителя)), после предоставления ему полной информации.
Статья 9.
Служебное общение
- В общении работникам Морской школы необходимо руководствоваться конституционными положениями о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.
- В общении с участниками образовательного процесса, гражданами и коллегами со стороны работника недопустимы:
а) любого вида высказывания и действия дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
б) пренебрежительный тон, грубость, заносчивость, некорректность замечаний, предъявление неправомерных, незаслуженных обвинений;
в) угрозы, оскорбительные выражения или реплики, действия, препятствующие нормальному общению или провоцирующие противоправное поведение.
3.Работники должны способствовать установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом, должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять толерантность в общении с детьми, родителями (законными представителями), коллегами и представителями общественности.
Статья 10.
Внешний вид
Внешний вид работника при исполнении им должностных обязанностей должен способствовать уважительному отношению граждан к образовательному учреждению, соответствовать принятой в Морской школе форме одежды.
Статья 11.
Ответственность работника за нарушение Кодекса
За нарушение положений Кодекса работник несет моральную ответственность, а также иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Соблюдение работником норм Кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при выдвижении кандидатур к награждению государственными наградами, при наложении дисциплинарных взысканий.