Создание  кадетских  классов можно считать одной из наиболее востребованных традиций российской педагогики. Их воспитанники на протяжении почти 200-летней истории составляли славу и гордость императорской России, давая ей выдающихся государственных деятелей, ярких представителей науки и культуры.

Морское дело  — это тяжелая, но, в то же время, интереснейшая работа. С незапамятных времен освоение Мирового океана, открытие новых земель сопровождалось  невероятным мужеством и отвагой человека, решившего покорить водную стихию. Во всём мире, во все времена человек, управляющий морским судном, пользовался уважением окружающих, ибо для такой работы мало одной смелости и силы, нужны немалые знания и большой опыт. Научно-технический прогресс с каждым годом всё более внедряет в судостроение и судоходство новейшие достижения, а это требует более тщательной подготовки моряков.

Но постижение морской науки всегда начинается с азов, невозможно достигнуть вершин морской службы, перешагнув через нижние ступени карьерной лестницы. Спросите любого моряка, с чего он начинал, и ответ будет почти всегда один и тот же – это гребля на шлюпке, хождение под парусом, строевые занятия, изучение такелажных работ (вязание морских узлов, плетение матов, кранцев, огонов и др.), сигнальное дело, освоение морской терминологии. А, кроме того, строевые занятия и шлюпочная подготовка позволяют воспитать в будущих моряках чувство коллективизма, взаимовыручки, ответственности за порученное дело, привить само понятие «экипаж». Даже ношение морской формы, как давно замечено, дисциплинирует, а без дисциплины не может быть и флота. Морские офицеры всегда считались элитой в любой армии мира, а шагающий строй моряков всегда приковывает одобрительные взгляды прохожих и вызывает нескрываемый восторг у мальчишек. А почему? А потому, что моряк – это человек универсальный; он может провести своё судно среди айсбергов, починить, вышедший из строя двигатель, слесарить, плотничать, постирать себе одежду и приготовить пищу, в часы досуга спеть и сплясать. Но, если понадобится, всегда придёт на помощь, терпящему бедствие, или бесстрашно встанет на защиту Родины.

Со школьной скамьи мы совершенно отчётливо усвоили, что жизнь на планете Земля зародилась в воде, Мировой океан – это колыбель нашей цивилизации. Все мы потомки тех первобытных водных животных, что когда-то вышли на сушу и освоили материки, но, сколько бы миллионов лет не минуло с тех пор, человечество не может жить без воды. Любой археолог скажет вам, что самые древнейшие поселения человека всегда располагались вблизи водоёмов, что, впрочем, практикуется и в наши дни. Существование водных преград заставило древнего человека искать способы их преодоления на примитивных плавучих средствах. Вся история человеческой цивилизации неразрывно связана с развитием судостроения и флота.

В наши дни флот и все области экономики, с ним связанные, требуют подготовки высококвалифицированных кадров для работы в составе экипажей судов, в проектно-конструкторских организациях, на судостроительных и судоремонтных заводах, в других областях тесно сотрудничающих с флотом.

В Российской империи и Советском Союзе военно-морской и гражданский флот играл огромную роль в международной политике и экономике. Престиж военно-морской службы и профессии гражданского моряка был необычайно высок. Конкурс на поступление во все мореходные училища страны был на уровне самых престижных ВУЗов. Но времена меняются. Случилось так, что в постсоветской России престиж морской профессии неприлично упал. За бесценок распродавались, а то и просто разворовывались торговые суда и портовые сооружения, списывались «на иголки» действующие (а порою, новейшие) корабли военно-морского флота, закрывались мореходные училища, ликвидировались научно-исследовательские институты и конструкторские бюро, разрабатывавшие новые проекты судов и кораблей.  Крупнейшие специалисты в области судостроения и управления флотом были вынуждены покинуть свою профессию. Большинство квалифицированных и опытнейших моряков «ушло под флаг», то есть в экипажи иностранных флотов, где была работа и достойная заработная плата. Дошло до того, что отсутствовал конкурс в мореходных училищах, брали всех подряд. Естественно, такие бездумные (а возможно, преднамеренные) действия нашего государства оказали совершенно негативное влияние на будущее флота. Сейчас Российская Федерация постепенно восстанавливает свои позиции в Мировом океане, но потери, понесённые в «перестроечные» годы восполняются с трудом. А если учесть, что наряду с экономикой была разрушена и система образования, то становится ясно, как тяжело вырастить и воспитать новое поколение моряков для нашего будущего флота.

Однако, с удовлетворением, стоит отметить, что не всё потеряно. Возрождается отечественное судостроение и морское образование. Моряки возвращаются «из-под флага» на российский флот, многие из них, заканчивая морскую карьеру и уходя в отставку с военной службы, идут в морские учебные заведения разных уровней, чтобы обучать курсантов и передавать будущим морякам свой богатый опыт. Немалый вклад в будущее российского флота вносят и детские морские клубы системы дополнительного образования, педагогами в которых работают, как правило, люди, увлечённые и, я не побоюсь громких слов, самоотверженные, готовые работать и за небольшую плату, и в свои выходные дни, и вопреки всем бюрократическим препонам. Необходимо так же учитывать, что на преподавателей возлагается и огромная ответственностью за, доверенных им, детей. Мне думается,  в этой сфере равнодушные и корыстные люди работать попросту не могут и не должны.  Преподаватель детского морского клуба просто обязан быть компетентным в своей области, иметь способности к преподаванию и популяризации морского дела, а кроме того быть социально адекватным человеком, обладать культурой общения и иметь широкий кругозор, чтобы, в том числе, и на собственном примере воспитывать в учениках уважение к профессии моряка.

К сожалению, наблюдение за тенденциями развития дополнительного образования детей в последние годы приводит к противоречивым чувствам. По разным приметам ощущается, что люди, формирующие государственную образовательную политику, не в полной мере понимают ту роль, которую играют  учреждения дополнительного образования. Отчасти, сложившаяся ситуация, результат недостаточной пропаганды достижений системы внешкольного воспитания, кроме того, некорректные представления о нормах деятельности педагогов дополнительного образования создают впечатление неконкретности, а порой и примитивности решаемых ими профессиональных задач. В полной мере это относится и к деятельности детских морских клубов, которые часто сталкиваются с равнодушием, а подчас, и полным непониманием чиновников от образования. В потоках различных постановлений, указаний, положений, рекомендаций, требований и инструкций тонет инициатива педагогов и гаснет задор учеников. И это можно, отчасти, объяснить тем, что, в отличие от других направлений дополнительного образования школьников, критерии оценки результатов обучения в морском клубе довольно размыты. Однако многочисленные грамоты и медали, завоёванные воспитанниками детских морских клубов на различных соревнованиях и слётах, говорят сами за себя. Детям нравится заниматься морским делом и нередко они после окончания школы поступают в морские учебные заведения. А это и есть самый яркий показатель такой деятельности.

Показать следующие
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Страница Управления Социального питания в Вконтакте
Сайт Министерства просвещения РФ
Министерство просвещения РФ
Сайт Министерства науки и высшего образования РФ
Министерство науки и высшего образования РФ
Комитет по образованию правительства СПб
Комитет по образованию правительства СПб
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Опрос Результаты
Электронный журнал
Электронный журнал
Государственная итоговая аттестация
Государственная итоговая аттестация
Российское образование. Федеральный портал
Российское образование. Федеральный портал
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Единое окно доступа к информационным ресурсам
Единое окно доступа к информационным ресурсам
Детский телефон доверия
Телефон доверия
Горячая линия
Горячая линия
Антикоррупция
Карта сайта
Карта сайта